Аналитика

ЮМОР. ПЕРЕЗАГРУЗКА

«Миллиард» и западные лекала

Окончание весны ознаменовалось для российского проката нерадостной новостью: один из громких проектов года, криминальная комедия Романа Прыгунова «Миллиард», собрала куда меньше предполагаемого и не приблизилась к означенной в заглавии картины сумме. Второй уик-энд проката фильма и вовсе стал худшим за последние 7 лет, что многие связали с отсутствием в кинотеатрах другого очевидного лидера – блокбастера «Мстители: Финал», релиз которого был перенесен. Ситуацию «Миллиарда» не изменила ни сильная съемочная команда, ни звезда (Владимир Машков) в главной роли, ни активное промо картины в интернете и на ВГТРК. Стартовавший 18 апреля с хорошими показателями фильм в итоге собрал 408 миллионов рублей.

Ограбление банка как двигатель сюжета, харизматичный главный герой и компания подельников, яркая картинка и летний Монте-Карло – на первый взгляд кажется, что у фильма Романа Прыгунова были все составляющие для громкого, а не умеренного успеха. К тому же съемочная группа вдохновлялась такими примерами жанра как «Одиннадцать друзей Оушена», а после и «женским ремейком» оригинала «8 подруг Оушена». Четкое следование западным лекалам превратило картину в увлекательно и качественно снятое зрелище, но более осмысленным оно от этого не стало. Логические несовпадения, незавершенные сюжетные линии и отсутствие внятной развязки, скорее всего и привели к тому, что уже первые зрители уходили с показов «Миллиарда» недовольными, и вокруг картины был создан так называемый отрицательный сарафан. Интересно, что в итоге, сборы фильма Прыгунова сравнялись с суммой, собранной в прокате комедией «8 подруг Оушена». Голливудскую картину с букетом звезд также характеризовали как слабую со сценарной точки зрения.

Помимо нестройного сюжета кассовый «недобор» можно объяснить и отсутствием попадания в ключевую аудиторию картины: любителям комедий курьезные ситуации из жизни успешного московского банкира вряд ли были близки и понятны, а сторонникам экшен-картин явно не хватило сцен погонь и драк, которые в «Миллиарде» присутствуют больше эпизодически. Не сыграв ни на одном из запланированных полей, фильм показал умеренный результат.


Примеры:

Динамика сборов фильма 8 ПОДРУГ ОУШЕНА (данные: России + СНГ)

Уикенд 1: 161 142 535 млн руб.

Уикенд 2: 69 540 810 (-56.85%) Вышли также: комедии ТЫ ВОДИШЬ! (тот же жанр) и КНИЖНЫЙ КЛУБ (тот же жанр и та же аудитория)

Уикенд 3: 32 620 779 (-53.09%) Вышли также: ЧЕЛОВЕК-МУРАВЕЙ И ОСА (блокбастер на универсальную широкую аудиторию)

Тотал: 418 984 929
 Миллиард.jpg

«Горько!», «Я худею» и русская ментальность

Отсутствие близости между героем и зрителями – не общее место при анализе комедий. Народный жанр по сути своей должен быть ориентирован на реальность во всем ее многообразии. Именно такую российскую действительность демонстрировали в свое время в картине Жоры Крыжовникова «Горько!» (2013). Самый прибыльный фильм в истории новейшего российского кино при бюджете в 2 млн долларов собрал в прокате все 25 — и это при не известном тогда публике режиссере и актерском составе. На постер картины был вынесен присутствовавший в сюжете в роли «гест стар» Сергей Светлаков, а сама премьера прошла в октябре 2013 года, в период притока зрителей в кинотеатры. Но на успех «Горько!» сработали не только эти вводные — фильм оказался не пошлой, но остроумной комедией, грамотно использующей вечную тему бессмысленной и беспощадной русской свадьбы. Точно подмечая детали жизни российских архетипов всех возрастов (пьяница, гопник, теща-хабалка…), режиссер и смеялся над ними, и одновременно признавался им в любви — и заражал своим отношением зрителя.

Повторить успех картины не удалось и самому Крыжовникову: «Горько 2!» собрал уже на 300 миллионов меньше. А клоны картины, посвященные корпоративам и выпускным, прошли в прокате довольно тихо. Обычное заимствование не гарантировало удачи — популярный сюжет оживал лишь при талантливом воплощении. То же касается и упомянутых ранее западных сюжетных паттернах, которые органично вживались в русскую почву лишь при грамотной адаптации.

Из удачных примеров таких картин можно вспомнить ромком «Любовь-морковь» (2007), обыгрывавший тему обмена телами. Успех фильма (при бюджете в 3 млн долларов было собрано 11) позволил сделать вторую часть и создать комедийную франшизу. Другой пример такого заигрывания с клише можно найти в сюжете комедии «Супербобровы» (2016): взяв за основу популярную тему супергероев, сценаристы низвели ее до обыденной семьи, которой супер-силы помогают поправить финансовое состояние, а не спасти планету. История странной семейки также получила продолжение, не повторившее успеха первой части.

Популярный прием «притворись моей невестой» ввел в комедию «Гуляй, Вася!» (2016) режиссер Роман Каримов, который снял историю молодого провинциала, пытающегося получить развод у стервозной бывшей. Предсказуемый сюжет режиссер расцветил второстепенными персонажами: коварная бывшая жена главного героя Василиса или его друг-подкаблучник Паша оказались характерами настолько объемными, что порой перетягивали все внимание на себя. Этих персонажей Каримов поместил в деревню в одном из регионов, тем самые сделав описываемые характеры еще более реальными и осязаемыми. Вышедшая 14 февраля картина окупилась несколько раз и собрала больше такого «соседа» по прокату, как драма «Лев» с Николь Кидман. Ироничный и временами жесткий взгляд режиссера на отношения оказался более уместен для Дня всех влюбленных, чем страдания в оскароносной драме.

Еще одно попадание в целевую аудиторию и дату проката продемонстрировала картина Алексея Нужного «Я худею» (2018), собравшая свыше 670 миллионов рублей. Удачно выбранный для премьеры Международный женский день стал лишь финальным аккордом по подготовке картины к релизу. Комедия Нужного привлекла к себе внимание еще на стадии съёмок, когда стало известно, что главная звезда фильма Александра Бортич набрала, а после сбросила 20 килограммов прямо во время продакшена. Этому актерскому подвигу предшествовали 2 года работы над сценарием и опросов женщин о проблемах с лишним весом. Комедия про похудения в итоге оказалась историей не о красивом теле, но о красивой душе, к которой стремятся все, без оглядки на размеры. Фильмом с психотерапевтическим эффектом, в котором над крупными людьми не смеются, а понимающе гладят их по плечу. По-настоящему смешными в «Я худею» стали мизансцены и хорошо всем знакомые ситуации, которые помимо Бортич разыгрывали Ирина Горбачева, блогер Евгений Кулик и Сергей Шнуров. И вновь местом развития истории стала не столица, а Нижний Новгород — обычный город для обычных людей.

Примеры:

Динамика сборов фильма КРАСОТКА НА ВСЮ ГОЛОВУ (данные: России + СНГ)

Уикенд 1: 43 930 900 млн руб.

Уикенд 2: 31 576 106 (-28.12%) Вышли также: прямых конкурентов не было

Уикенд 3: 14 100 383 (-55.34%) Вышли также: 8 ПОДРУГ ОУШЕНА (схожий жанр и та же аудитория)

Тотал: 174 538 014
Горько.jpg
Горько 2.jpg

Любовь-морковь.jpg

Супербобровы.jpg

Гуляй вася.jpg

Я худею.jpg

«Днюха!» — новые форматы и авторский взгляд

Кино меняется, ищет новые формы выражения, по-новому подходит к диалогу со зрителем — и обманчиво легкий жанр комедии все больше используется в контексте этих перемен. Если в «Горько!» Крыжовникова обыгрывалась модная в свое время тема съемки скрытой камерой, то шесть лет спустя ей на смену пришло увлечение форматом screen life. Сторонник этого способа подачи информации, продюсер Тимур Бекмамбетов, создает все больше картин, где действие разворачивается на экранах смартфонов и компьютеров. Первой комедией такого образца стала вышедшая в августе прошлого года «Днюха!»: очередное рассуждение на тему русского праздника, теперь уже рассказанное от лица именинника. 

Герметичное пространство, потеря памяти и отдельные всполохи информации — неудивительно, что при таких данных в этом формате ранее часто снимали триллеры, а не легкомысленное кино. Впрочем, для летнего сезона комедия «Днюха!» показала неплохой результат: 67 млн. рублей в прокате при 30 млн. бюджета. Последняя цифра наглядно демонстрирует, что снимать кино новой формации как минимум выгодно и менее затратно.

В 50 млн рублей обошелся фильм «Блокбастер» (2017), который попытался препарировать жанр криминальной комедии. Высмеять клише, поставить во главу угла дуэт блондинки с брюнеткой, а после добавить к ним следователя-меланхолика в исполнении Евгения Цыганова — рецепт казался простым и понятным. Однако зрителю это заигрывание не понравилось. «Блокбастер» в прокате не окупился: возможно из-за июльской даты премьеры, возможно — из-за таких гигантов в прокате, как картина «Человек-Паук: Возвращение домой» и «Дюнкерк», которые «окружили» фильм в кинотеатральной сетке.

Не переосмыслять жанр, но гнуть свою линию кино на стыке артхауса и мейнстрима продолжает Роман Каримов, который способен превратить комедию в настоящую экзистенциальную драму. Свою галерею причудливых взаимоотношений режиссер когда-то начал с картины «Неадекватные люди» (2010), впоследствии приобретшей статус культовой. Поднаторев на производстве комедий (после людей он выпустил «Вдребезги», «Все и сразу» и «Гуляй, Вася!»), в этом году режиссер возвращается с продолжением «Неадекватных людей». Остается надеяться, что возвращение к истокам пройдет успешно.

Есть в кинотеатрах примеры не размышления над жанром, а четкого ему следования. Известный своими ироничными киноальманахами про города Резо Гигинеишвили в этом году снял признание в любви столице «Трезвый водитель». Легковесное рассуждение о провинциалах, толстосумах и с виду легких деньгах режиссер обернул в красивую обертку, заставив Москву сверкать словно лампочка. Сцены погонь и вечеринок, походы по барам и шутки в проброс… В «водителе» у зрителя попросту не было времени следить за изредка провисающим сюжетом — так застил глаза ослепивший героев город. Красочная открытка про Москву в итоге собрала в прокате 220 миллионов рублей.

С меньшим результатом прошли показы картины Кирилла Плетнева «Семь ужинов». Режиссер, стабильно выпускающий фильмы каждый год, так же прилежно пробует себя в новых жанрах, и почти всегда эти пробы оказываются удачными. В «Семи ужинах» Плетнев дал новую жизнь избитому сюжету про кризис в отношениях, которые предлагается спасти при помощи психологии и 7 приемов пищи. Итог – картина собрала в прокате больше 108 млн. рублей.

Изобретательности авторам российских комедий не занимать — осталось лишь четко выстроить опорные основы для жанра, который по-прежнему радует единичными кассовыми успехами на общем нестройном фоне. Впрочем, подвижки к подобию комедийной индустрии уже имеются. Так, автора «Я худею» Алексея Нужного в отдельных рецензиях зовут русским Джаддом Апатоу, а сам режиссер в ответ продолжает создавать проекты на стыке комедийного и драматического: фильм «Громкая связь» и сериал «Толя-робот». Исполнитель главных комедийных ролей у Каримова и Плетнева, актер Роман Курцын также претендует на звание характерного актера и знатока жанра. Местами специфический отечественный юмор после разрозненности нулевых приходит к единому знаменателю кино про людей и для людей. Далеко не всегда смешного, но неизменно актуального – как это и должно быть в самом народном из жанров.

Днюха.jpg
Блокбастер.jpg

Трезвый водитель.jpg

Семь ужинов.jpg

28.06.2019
Хотите предложить проект?
Заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с вами.
Хотите предложить проект?
Произошла ошибка во время отправки.
Пожалуйста, свяжитесь с нами любым удобным способом.
Восстановление пароля
На вашу почту отправлено письмо.
С дальнейшими инструкциями.
Восстановление пароля
Произошла ошибка во время восстановления.
Пожалуйста, свяжитесь с нами любым удобным способом.