Аналитика

Итоги 30-го Кинотавра: что покажет прокат

В июне завершился кинофестиваль, который уже много лет считается главным национальным смотром страны. Именно с «Кинотавра» начинают свой зрительский путь картины многих российских режиссеров, и именно расстановка с выдачей его наград точнее всего описывает настроения на отечественной кино-арене. Подхватит ли эти — заданные жюри и кинокритиками — настроения сам зритель, можно начинать судить уже сейчас: по результатам проката первых картин, вернувшихся с «Кинотавра». Успех же остальных фильмов — отмеченных призами и нет — пока можно лишь спрогнозировать.

Настоящее

«Выше неба», Реж. Оксана Карас

Дата выхода в прокат: 27 июня

Призы: Лучшая женская роль (актриса Виктория Толстоганова)

Лауреат «Кинотавра-2016», три года назад взявшая в Сочи награду за фильм «Хороший мальчик», Оксана Карас вернулась на фестиваль с картиной о девочках. Вернее, такое впечатление создается от «Выше неба» на первый взгляд: средний класс на отдыхе, строгая мать и скромная дочь Саша (Таисия Вилкова) с пороком сердца и нежным чувством к соседскому мальчику. Но классическая история взросления оборачивается сначала детективной интригой, а после и сценами из супружеской жизни родителей Саши (их играют Алексей Агранович и Виктория Толстоганова). Первые шаги на пути окрепшей юности рифмуются с хрупкой зрелостью и распадом семьи. Происходят эти трагедии локального масштаба в идиллических декорациях санатория на Николиной Горе, а в воздухе витает незримое присутствие то «Ста дней после детства», то «Неоконченной пьесы для механического пианино». Заявленная в графе «жанр» мелодрама превращается в трагедию, мечты о будущем становятся сожалениями о прошлом. Легкость обманчива, молодость — быстротечна.

При этом постер и трейлер фильма Карас обещает зрителю как раз отпускную романтику и идиллию, как нельзя более уместную в летние месяцы. Возможно, этой сезонной релевантностью — а также еще не забытым эхом «Кинотавра» и было продиктовано решение выпустить проект в июне, по горячим следам. Хотя исходные данные у «Выше неба» Карас куда менее выигрышные, чем у ее картины «Хороший мальчик». Если в последнем фильме играли очевидные звезды Константин Хабенский и Михаил Ефремов, а за прокат отвечал мейджор WDSSPR, то в новой картине на безусловную узнаваемость может претендовать только Виктория Толстоганова, а прокатчиком выступила кинокомпания «Вольга». «Выше неба» также выходит в прокат 27 июня, в период между двумя крупными релизами: продолжением анимационной саги «История игрушек 4» и продолжением же блокбастера Marvel «Человек-паук: Вдали от дома». С другой стороны, среди осенних релизов фильм Оксаны Карас нашел бы еще больше конкурентов за место в прокате. На сегодняшний момент сборы проекта составляют около 7,5 миллионов рублей. 

P.S. «Выше неба» Оксаны Карас, как и «Хороший мальчик» был создан при поддержке Минкульта. 

«Дылда», Реж. Кантемир Балагов

Дата выхода в прокат: 20 июня

В пространстве кино не массового, но нишевого не так часто случаются фильмы-события, и «Дылда» Кантемира Балагова занимает в списке таких картин почетное место. Повышенный интерес к этой истории еще до премьеры вызвало сразу несколько факторов, главные из которых – сам режиссер и присужденные ему регалии. 27-летний ученик Александра Сокурова, Кантемир Балагов два года назад громко заявил о себе с полнометражным дебютом о родном Нальчике «Теснота», который попал в программу Каннского кинофестиваля «Особый взгляд» и получил приз ФИПРЕССИ. Два года спустя в той же секции Балагов показал свой второй фильм – «Дылда»: историю двух женщин — скромной Ии и отчаянной Маши, подруг-зенитчиц, пытающихся склеить обломки прошлой жизни после разрушительной (Великой Отечественной) войны. Молодого режиссера, вдохновлявшегося книгой Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», не смутила ни рискованность заданной темы, которой в стране присвоен практически сакральный статус, ни малоизвестные актеры на главных ролях. «Дылда» получилась высказыванием безусловно авторским, снятым без оглядки на опыт коллег в жанре «военное кино», но со своим уже узнаваемым стилем.

Еще на стадии продакшена к проекту Балагова присоединился продюсер Александр Роднянскй, ранее до этого ездивший в Канны представлять картины Андрея Звягинцева. Прокат «Дылды», получившей на французском фестивале сразу два приза («Лучшая режиссура» в программе «Особый взгляд» и награда ФИПРЕССИ) был организован в том же формате, что и премьера последнего фильма Звягинцева «Нелюбовь». Успех во Франции, специальный внеконкурсный показ на «Кинотавре» в переполненном зале Зимнего театра, а после - премьера в Москве, с серией показов и лекций в нескольких культурных точках столицы. В итоге при довольно малочисленной росписи кинотеатров и сеансов картина показала высокий результат — 25 млн. руб, ее посмотрело 78 тысяч зрителей. Достаточно сказать, что также нишевую картину Михаила Идова «Юморист», роспись которой была больше в два раза, за первый уик-энд в начале марта посмотрело схожее количество зрителей. Еще не отгремевшие новости с набережной Круазетт и словосочетание «Каннский лауреат» скорее всего и привели зрителей в кинотеатры. Также не стоит отменять и простого интереса к теме ВОВ, которую стабильно демонстрирует российский зритель.

P.S. Созданная без поддержки Минкульта, но не без помощи частного финансирования (в том числе и от Романа Абрамовича) «Дылда» на данный момент активно продается за рубеж. Информация по поводу иностранного проката картины пока довольно туманна: скорее всего осенью «Дылда» выйдет в прокат в США, а во Франции, Великобритании или Германии имя Балагова вполне может прозвучать на одном из локальных кинофестивалей. Также с 12 июля картина появилась на одном из крупнейших кино-порталов страны «Кинопоиск». По словам Александра Роднянского этот шаг – сознательное движение навстречу зрителям из регионов, многие из которых не смогли найти фильма Кантемира Балагова в местных кинотеатрах.

Примеры:

infographics_Страница_01.jpg

Будущее

«Бык», Реж. Борис Акопов

Дата выхода в прокат: 22 августа 2019

Призы: Гран-при, Лучшая операторская работа (Глеб Филатов)

34-летний дебютант, а теперь и победитель 30-го «Кинотавра» Борис Акопов в когда-то танцевал в Большом театре, а в далеком детстве, пришедшемся на конец 90-х, стал свидетелем предсмертных судорог уходящей лихой эпохи. Два эти факта имеют ключевое значение для первой картины режиссера «Бык»: снятой ритмически мощно и складно истории про химерой витающее над российским кино время. Главный герой картины Бык – дворовый авторитет Антон Быков, человек жестких правил с большим (в буквальном смысле – у него кардиомегалия) сердцем. Ему и хотелось бы жить по совести и согласно порывам своего бычьего сердца. Но у местной криминальной верхушки, как и у жанровых тропов этого кино, на Быка совсем другие планы.

О захватившей молодых российских режиссеров ностальгии по 90-м не говорил только ленивый, и картина Бориса Акопова выступает в рамках этого тренда. От схожих по теме и визуальным образам (рынки, музыкальные хиты, растянутые свитера и заброшенные здания) «Тесноты» Кантемира Балагова и «Хрусталя» Дарьи Жук «Быка» отличает не только авторский ритм. Акопов смотрит на знакомое ему время тем взглядом, которым его впервые увидел: ребенка, для которого жестокость пока лишь фон в не до конца познанном окружающем мире. Не случайно особое место в этом фильме уделяется именно детям, присутствие которых обрамляет его начало и финал. По-детски наивен и взгляд главного героя, мечтающего о свободе и демократии. Последнее, видимо, и послужило поводом для разговоров о попытке Акопова создать своего «Брата» для публики 2010-х годов – причем разговоров не беспочвенных.

Шлейф фестивального успеха – помимо приза «Кинотавра» «Бык» также получил Гран-при кинофестиваля в Карловых Варах – и мода на 90-е уже предполагают лояльностью по отношению к фильму определенной зрительской прослойки. За прокат картины взялась Sony Pictures, что может благоприятно повлиять на роспись залов для фильма Акопова. Дата выхода картины в прокат не определена. При всей тяжеловесности «лихой» темы «Бык» - кино безусловно жанровое, кивающее, что в сторону фильмов Балабанова, что в сторону «Злых улиц» Мартина Скорсезе. Именно это может стать главным козырем картины, лишенной звезд на главных ролях.

«Давай разведемся!», Реж. Анна Парнас

Дата выхода в прокат: 21 ноября

Призы: Лучший дебют, Лучший сценарий, Приз зрительских симпатий

Безусловный фаворит среди фестивальной публики и по-настоящему зрительское кино – так описывали фильм Анны Пармас еще во время фестиваля. Автор программы «Осторожно, модерн!» и клипов группы «Ленинград», Пармас впервые попробовала себя как режиссер полного метра. Дебют вышел остроумным и злободневным. С вынесенным в заглавие страны актуальным и ярким слоганом. С едкими репликами от выступившей здесь сценаристкой Пармас и ее соавторов Марии Шульгиной и Елизаветы Тихоновой. С Анной Михалковой, главной «обычной женщиной» российского кино. И, конечно же, — с песней Сергея Шнурова, звучащей в финале.

Препарирование болезненной для страны темы Пармас обернула в красивую обертку, назвав свой фильм комедий про развод. Не беда, что зачастую сюжет уводит героев в сторону трагедии – «Давай разведемся!» смотрится как легкое жанровое кино. Очевидно, так оно и будет преподнесено потенциальному зрителю. Возможно, ближе к дате релиза в ротацию будет запущен клип на песню группировки «Ленинград» «Просто» (она и звучит в финале), интервью с Анной Михалковой сделают глянцевые издания страны, а разговор с Анной Пармас появится на youtube-каналах ведущих блогеров. На данный момент уже известна дата проката картины – 21 ноября. Ее можно назвать удачной, так как на ней нет других отечественных проектов схожих жанров, способных привлечь публику старше 35 лет, которая для картины Пармас является целевой. 

Ближе всего по позиционированию, и потенциальному зрительскому успеху (кстати, подкреплённому в случае Пармас полученным на «Кинотавре» реальным призом зрительских симпатий) картине «Давай разведемся!» еще один лауреат фестиваля – фильм Анны Меликян «Про любовь». Первая часть этой картины собрала в прокате 54 млн. рублей, а вторая – 122 млн.

Примеры:

infographics_Страница_02.jpg

«Большая поэзия», Реж. Александр Лунгин

Дата выхода в прокат: 26 сентября 2019

Призы: Лучшая режиссура (Александр Лунгин), Лучшая мужская роль

Наравне с драмами о семейной жизни и женской чувственности, на «Кинотавре» было несколько примеров «мужского кино». И первый среди них – картина сына Павла Лунгина про романтику, войну и поэзию в жизни двух работников ЧОПа. По обоим – быдловатому Лехе (Алексей Филимонов) и с виду спокойному Виктору (Александр Кузнецов) – катком прошлась война в Луганске. Оба зачем-то ходят на курсы поэзии. У Лехи все получается складно на бумаге, но под откос одно за другим летят события жизни. Бесталанный Виктор о гениальной поэзии только мечтает, а жизнь дает ему шанс выбиться в люди, подальше от ЧОПа и московской глубинки. Где дополняя друг друга, а где и вступая в конфликт, эти двое, кажется, обретут счастье только забрав все самое ценное друг у друга.

Жесткое, иногда наотмашь бьющее в лоб символикой кино Лунгина можно было бы назвать картиной про Посттравматический синдром. Но главный бой здесь ведут сами герои со своими демонами, а окружающий мир, как и желание правды и мифической справедливости волнует их мало. Увлечение поэзией, вынесенное в заглавие картины, при этом становится сюжетной «примочкой», а не смыслообразующим фактором: с таким же успехом герои могли бы писать рассказы.

На «Кинотавре» «Большую поэзию» некоторые сходу окрестили новым «Братом» (это звание картина делит на пару с фильмом Бориса Акопова «Бык»). Военная драма о боевых действиях внутри, но не снаружи, уже куплена для проката и должна выйти на экраны осенью этого года. Помогут ли два приза «Кинотавра» фильму Лунгина – отдельный вопрос. Красивое название обещает потенциальным зрителям совсем другое кино, тогда как два мало узнаваемых лица на плакате фильма - а востребованный сейчас Александр Кузнецов еще не получил известность народного масштаба – также не способны привлечь большое количество зрителей. Возможно, куда больше шансов найти своего зрителя у фильма будет при помощи интернета – на онлайн-сервисе Okko, который принимал участие в производстве фильма.

Примеры:

infographics_Страница_03.jpg

«Sheena667» Реж. Григорий Добрынин

Дата проката: пока не известна

Призы: приз журнала «Искусства кино»

В прошлом звезда «Черной молнии» и «Как я провел этим летом», после подающий надежды режиссер абсурдистских короткометражек, Григорий Добрыгин снял полнометражный дебют. Причем, такой, что можно с уверенностью говорить о появлении цельного режиссерского высказывания. В его герметичной загадочно названной картине нет ни единого лишнего слова и кадра — только бесконечный и словно вечно заледеневший Вышний Волочек, играющие супругов актеры Юлия Пересильд и Владимир Свирский и скупо разбросанные по сюжету причудливые реплики сценариста Александра Родионова. И окошко чата — туда главный герой (его играет Свирский) пишет увиденной на просторах сети вебкам модели под ником Sheena667 первые робкие сообщения. Пишет — и проваливается в бездну виртуальной реальности и сбивающую с ног неожиданную влюбленность.

Вопреки ирреальному окружению сама суть проблем героев (а вернее - героя) Добрыгина предельно проста: синица в небе при журавле в руках, мечтания о несбыточном где-то без желания разбираться с близким здесь и сейчас. Измена-не измена, любовь-нелюбовь, и манкий монитор компьютера как катализатор всех рвущихся наружу сомнений — режиссеру хватает чувства и такта, чтобы не давать диагнозов своим героям, а лишь озвучивать симптомы. Причем проделывает это Добрыгин настолько филигранно, что его тихой революции на «Кинотавре» попросту никто не заметил: выдержанная в холодных тонах ироничная Sheena667 не синхронизировалась с настроениями фестивальной публики. 

О том, что потенциальный зритель может также не понять, что странное название, что аутентичность его высказывания, кажется, сам режиссер уже догадался. И потому, судя по пресс-конференции фильма и интервью, показывать свой дебют Григорий намерен также тихо: в виде серии точечных показов, возможно, ограниченного проката в течение нескольких дней и — и это ближе всего к реальности — в Интернете. В последнем пространстве этому фильму будет легче всего дойти до зрителя (в том числе регионального). На фестивале ни одна из известных в стране интернет-платформ за картиной закреплена не была, как и не был озвучен ее бюджет. Известно только, что производством и продюсированием картины режиссер занимался сам. 

Примеры:
infographics_Страница_04.jpg

«Верность», Реж. Нигина Сайфуллаева

Дата выхода в прокат: осень

Призы: Специальный диплом жюри

Картина, причудливо совпавшая с синопсисом фильма «Давай разведемся!» – главная героиня работает врачом-гинекологом, на повестке дня измена, — на деле разительно отличается от комедии Анны Пармас. Нигина Сайфуллаева, ранее привозившая на фестиваль свой дебютный полный метр «Как меня зовут», сняла настоящую эротическую драму. В первом фильме режиссер исследовала все аспекты – в том числе и сексуальные – становления девушек, на этот же раз в фокусе внимания оказались уже женское самопознание. То ли реальная, а то ли надуманная измена мужа сталкивает главную героиню Лену с сомнениями, разобраться с которыми та решает методом «клин клином». Серия ее сексуальных приключений – показанных максимально откровенно и естественно – влечет за собой неизбежную очную ставку. Но куда важнее проговоренных проблем оказывается открытие самой себя и собственного тела.

Поначалу прозванная «Ревностью», а после трансформировавшаяся в «Верность» картина произрастает как раз из гложущего Лену чувства обиды и неуверенности. Финал же приводит персонажа и зрителя к пресловутой верности – не столько супругу, сколько собственным чувствам. То, насколько бесстрашно и естественно показывает этот путь проб и ошибок режиссер, заслуживает отдельной похвалы. Которую фильм Сайфуллаевой сполна не получил: картина, которой прочили награду кинокритики, на «Кинотавре» получила лишь диплом. А также – много упреков в излишней откровенности и подчеркнутую стыдливость от первых зрителей, которые оказались не готовы к обнаженному телу на экране.

На этот самый спорный момент, вызывавший даже на «Кинотавре» стыдливые смешки в зале, и собираются опираться продюсеры картины, среди которых Валерий Федорович и Сергей Корнихин, а также платформа ТНТ-Premiere, при поддержке которой картина и выйдет в прокат. По словам режиссера, действовать принципу «секс продается» они решили по простой причине: «чтобы зритель пошел из провокационного интереса и уже во время просмотра подключился к серьезной, настоящей человеческой драме». В чем-то затрагивающий схожие темы дебют Сайфуллаевой «Как меня зовут» готовили к прокату совсем с другой стратегией – и тогда картина показала скромный результат в 2 миллиона рублей (при 1,2 млн. долларов бюджета). Возможно, новая линия поведения повернет ситуацию в другу сторону. Хорошее же сарафанное радио, которое было запущено еще на фестивале, должно обеспечить фильму хорошие просмотры как минимум и в интернете.

«Люби их всех» Марии Агранович 

Дата выхода в прокат: 24 октября 2019

Призы: нет

О чувствах и чувственном на «Кинотавре» говорили много, а 7 из 14 конкурсных фильмов были сняты женщинами. Помимо резонансных и так или иначе отмеченных призами фильмов Пармас и Сайфуллаевой можно выделить вторую картину певицы и актрисы «Гоголь-центра» Ян Гэ, а также дебют дочери оператора Михаила Аграновича Марии.

Первая картина «Троица» – история на излюбленную фестивалем тему измены, снята в заданной Ян Гэ еще во время ее дебюта тональности. Искренность на грани с наивностью, интимность, которая в чем-то напоминает картины Бертолуччи, и универсальность персонажей и эпизодов, которую совсем не ожидаешь от рожденной в Поднебесной девушки. Марго уходит отт набожного мужа к молодому студенту, но порывается вернуться обратно: ее мотает между «нужно» и «можно», религиозным и светским, и никто не способен дать ответ на вопрос «Как поступить правильно?». Подобный сюжет мог произойти в любой точке планеты, что неоднократно подчеркивает режиссер общими планами абсолютно неузнаваемой Москвы. Получается стильное, яркое, но довольно неровное кино, какое нередко показывают на европейских кинофестивалях. Временами скатываясь в фарс и заигрывая с религиозными намеками, Ян Гэ снимает то притчу, то драму об отношениях. Но, как и ее героиня, отказывается выбирать что-то одно.

В производстве «Троицы» принимала участие компания Bazelevs, а ее релиз намечен на конец этого года — начало следующего. Как сказала еще на «Кинотавре» один из продюсеров картины Екатерина Кононенко «фестивальная судьба этого фильма еще не завершена, и мы находимся в поиске партнеров за рубежом, в том числе и в Китае», Более точных данных на момент окончания «Кинотавра» ее продюсеры не давали, но, учитывая тот факт, что первый фильм Ян Гэ не дошел до кинотеатров вовсе, это уже шаг вперед.

Дата проката второй картины, фильма Марии Агранович, уже определена – 3 октября, а ее продвижением занимается компания «Наше кино» и продюсер Сергей Сельянов. В основе сюжета еще одна расхожая для кино и жизни тема: продажная любовь, женщина со множеством лиц (символическая троица подставных имен главной героини Вера-Надя-Люба) и мужчины, для каждого из которых у нее готова своя история и маска. Для одного она наивная студентка, другому – примерная жена, а третьему щекочет нервы постоянными выходками. Эти исходные данные Агранович (не только режиссер, но и сценарист проекта) не низводит до уровня будней содержанки или вероломной любовницы. В основе «Люби их всех» история современной русской героини, которая пускает в ход единственное, что оставило ей патриархальное, заточенное под эксплуатацию общество: любовь в ее утопическом сказочном варианте, в котором ее чаще всего и хочется видеть противоположному полу. Снято это рассуждение о мужском-женском предельно просто и стильно, а виртуозно исполняющую главную роль дебютантку Алену Михайлову окружают такие тяжеловесы, как Сергей Гармаш и Кирилл Сафонов. И Александр Кузнецов – актер продолжает наводнять российские экраны.

Конкуренты по дате проката у «Люби их всех» уже сейчас подбираются мощные: в один день с фильмом выходит байопик «Джуди» с Рене Зеллвегер и драма «Джокер» с Хоакином Фениксом. Впрочем история современной Золушки, которая сама себе крестная и вершитель судьбы, может оказаться как нельзя более актуальной.

Примеры:
infographics_Страница_05.jpg

«Мысленный волк» Валерии Гай Германики и «Гроза» Григория Константинопольского

Дата выхода в прокат: 17  октября 2019

Призы: Приз имени Микаэла Таривердиева автору оригинальной музыки к фильму

Две картины сходу выбивались из фестивального списка еще до начала «Кинотавра». Валерия Гай Германика за считанные дни до киносмотра закончила монтаж свой новой картины «Мысленный волк» и в итоге привезла в Сочи 70-минутное кино-эссе на тему человека и первобытного, таящегося внутри него страха. Сам «волк» здесь – и богословское понятие из молитвы Иоанна Златоуста, и детская страшилка о страшном звере-людоеде, которой мать пугает свою взрослую дочь. Из словесных перепалок между первой и второй, проходов по черному-черному лесу и зажигательного – во всех смыслах – финала и состоит этот фильм, который на фестивале многие из-за трейлера-обманки поначалу приняли за хоррор. Потенциальный будущий зритель Германики вряд ли будет так же рад обманываться, но до него этот фильм скорее всего и не дойдет. Сама режиссер довольно туманно отвечала на вопросы по поводу будущего проката «волка» и, возможно, в будущем выпустит более полную и перемонтированную версию картины.

Куда больше гарантий попасть на экраны у другого яркого фестивального высказывания: «Грозы» Григория Константинопольского, известного своим умением превращать классически сюжеты о русском бесе, стыде и пьянстве в умопомрачительные фантасмагории. На этот раз режиссер взялся за известную пьесу Островского, приправил ее хитами из 80-х, добавил немного инопланетян, дельфинов и актуальных слоганов. Зачастую не отходя от текста первоисточника ни на шаг, он мастерски подменил понятия и «обертки» персонажей: Кабаниху (Виктория Толстоганова) превратил в заведующую рестораном, Феклушу (Мария Шалаева) в участницу «Битвы экстрасенсов», а Барыню (Алиса Хазанова) – в деланно экзальтированную местную депутатку. Описанная троица фактически крадет весь фильм, хотя и без этих образов здесь есть, на что посмотреть: яркому визуалу режиссера сопутствует и новая «начинка» классической пьесы. На языке Островского он говорит о вещах понятных и, увы, многим близких: безнаказанности власти и неизбывности насилия, тирании и слабоволии, очарованности далеким Западом и неготовности следовать его идеалам.

Сумеют ли зрители разглядеть за неоднозначным прочтением режиссера эту мысль – большой вопрос. Что точно не поддается сомнениям, так это умение Константинопольского рождать подобное кино при минимальном количестве средств. Свою прошлую картину «Русский бес» режиссер сделал за 11,5 миллионов рублей (часть денег была собрана при помощи краудфандинга). Сумма затрат на «Грозу» примерно такая же − около 12 млн. В производстве фильма принимала участие платформа «ТНТ-Premiere» и продюсер Евгений Никишов, а значит, интернет-премьера картине обеспечена.

Примеры:
infographics_Страница_06.jpg

26.07.2019
Хотите предложить проект?
Заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с вами.
Хотите предложить проект?
Произошла ошибка во время отправки.
Пожалуйста, свяжитесь с нами любым удобным способом.
Восстановление пароля
На вашу почту отправлено письмо.
С дальнейшими инструкциями.
Восстановление пароля
Произошла ошибка во время восстановления.
Пожалуйста, свяжитесь с нами любым удобным способом.