Аналитика

Авторское ТВ

Как большие режиссеры переходят с кино на телевидение, какие темы они при этом затрагивают и что получается в итоге

Начало 2019-го года принесло радостные новости для российской телепродукции: научно-фантастический сериал Андрея Джунковского «Лучше, чем люди» был куплен за рекордную сумму в миллион долларов онлайн-гигантом Netflix. Проект станет первым русскоязычном телешоу сервиса, которое будет транслироваться практически по всему миру с пометкой Netflix Original. 

Это – лишь одна из множества новостей, связанных с перспективным развитием телевидения в России и роста его популярности у зрителя. За последние годы на теле- и интернет-экраны вышло сразу несколько резонансных ТВ-проектов, которые широко обсуждались в медийном пространстве. К большинству из них приложили руку режиссеры с узнаваемым авторским стилем. Кто именно из российских кинематографистов обратился к телеформату, и какой получился результат – далее в материале.

 

Григорий Константинопольский — «Пьяная фирма»

Автор «Кошечки», «Самки» и других остроумных зарисовок о бессмысленности и трагикомизме русской жизни, Григорий Константинопольский пять лет не снимал кино. А в 2016 году вернулся с народной комедией из четырех частей «Пьяная фирма», которая была показана на канале ТНТ с неплохими рейтингами. При этом снял режиссер не сериал в общепринятом смысле, а ироничное признание в любви, в котором слово «Родина» есть даже на козырьках киосков с выпивкой.

Начало истории Константинопольского похоже на волшебную присказку, самая же сказка начинается ближе к середине проекта. Врач в опале, гениальный Григорий Штучный (его играет Михаил Ефремов) способен выводить из запоя даже самых ярых алкоголиков при помощи волшебной капельницы. Правда, работает при этом он не целителем, а обычным охранником. Но появление предприимчивого клубного промоутера Ильи (Иван Макаревич) ставит новый отрезвительный бизнес на колеса. А там и толпа новых героев, борющихся с зеленым змием, подтягивается. 

В актерском составе «Пьяной фирмы» лица сплошь известные –Евгений Цыганов, Елизавета Боярская, Анна Михалкова. В списке героев сериала тоже не без узнаваемых характеров: во вставных новеллах, рассказанных на манер тех же сказок, появляются то Борис Ельцин, то Майкл Джексон (в исполнении Ингеборги Дапкунайте). Когда режиссеру не хватает наглядных образов, он берется уже за имена героев: Марат Башаров играет сотрудника полиции с фамилией Гнилорыбов, а Виктория Исакова представлена как Мальвина. Практически все эти звезды появляются в небольших эпизодах, но с партиями столь говорящими, что не заметить их трудно. В новой русской мифологии, которую живописует Константинопольский, для каждого нашлось свое достойное место.

Балансируя между драмой и триллером, китчем и фарсом, режиссер сначала погружает зрителя в пространство беспощадного русского треша и попеременно оглядывается то на Гая Ричи, то на Квентина Тарантино. Но ближе к финалу этой тетралогии вспоминаются уже Линч и Хичкок: не смех, но ужас. Авторскому замыслу при этом в «фирме» подчинено все: от сценария и монтажа до музыки, которую лично подбирал сам Константинопольский. 

Изначально появившийся из замысла студии RWS проект на деле оказывается товаром уникальным, штучным – как бы забавно это не звучало по отношению к фамилии главного героя. Тем логичней тот факт, что на премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения «Пьяную фирму» признали лучшим телевизионным фильмом 2016 года с акцентом на втором слове. Продолжение «Пьяной» тетралогии и могло бы быть, но скорее всего не случится: давшие зеленый свет проекту Валерий Федорович и Евгений Никишов вместо ТНТ развивают уже другой канал. Константинопольский же продолжает снимать экзерсисы о буднях духа русского. Пока что в «малой» форме полнометражного кино. 

1.jpg

 

Петр Буслов – «Домашний арест» 

После неоднозначной реакции публики на его картину «Родина» о поисках смысла на Гоа режиссер почти три года не выпускал новых проектов. Для канала ТВ-3 Буслов еще в 2017 году снял пилот сериала «Близкие», но с полноценным телефильмом появился уже летом 2018-го. В сериале «Домашний арест», в котором он значится как режиссер-постановщик, в центре сюжета оказываются уже не близкие фильмам Буслова криминальные группировки. Фокус смещается на аппарат чиновников и взаимодействующий с ними электорат во всем его многообразии.

Мэр условного провинциального Синеозерска Аркадий Аникеев пойман с поличным на даче взятки и сослан по месту жительства в хилую коммуналку — под домашний арест до конца следствия. В этих хлипких стенах он еще в детстве поклялся себе выбраться из грязи в князи в отместку сверстникам — сюда же он кубарем скатывается с вершины пищевой цепочки. Жена и любовница ушли, подчиненный подставил, соседи желают отомстить теперь уже бывшему мэру, а в ванной, как назло, прорвало трубу. С этой отправной точки и разворачивается 12-серийный проект, с каждым новым эпизодом захватывая в воронку коррупционных схем Синеоозерска все больше действующих лиц.

«Домашний арест» — не только первый большой сериал Буслова за долгое время. Это и один из тех редких российских проектов, у которых есть привычный для зарубежной тв-индустрии человек — шоураннер. Идейный вдохновитель, креатор, сценарист и продюсер — за эти функции здесь отвечал Семен Слепаков, который работал вместе с соавтором Максимом Туханиным. Слепаков же написал и исполнил и заглавную песню «ареста», которая звучит на титрах, придуманных обладателем «Оскара», аниматором Александром Петровым. В созданных Петровым ироничных сценках рисованный мэр танцует с денежной купюрой и плывет по морю из банкнот. Цепкие, запоминающиеся образы на этих вводных — еще одна примета современного сериала, в арсенале которого есть не только звезды первой величины и увлекательный сюжет, но и единый стилистически выверенный образ всей истории целиком.

Свою толику в атмосферу внес и сам режиссер — эпизоды, снятые в тюремной камере или на въезде в загородный дом мэра отсылают к знаковому проекту Буслова «Бумер». Балансируя на грани сатиры и трагедии, режиссер и сценарист здесь не скатывается в обличительную критику существующих схем: что коррупционных цепочек взаимодействия, что общечеловеческой системы отношений. Создатели «ареста» скорее констатируют факт, ставят перед смотрящими сериал кривое зеркало эпохи, в чем-то наследуя Гоголю и Салтыкову-Щедрину.

Первая серия «Домашнего ареста» еще в августе была бесплатно выложена на YouTube, где ее посмотрело свыше 16 миллионов зрителей (и это число неуклонно растет). Последующие эпизоды вышли на новом онлайн-ресурсе ТНТ-Premier, статистика которого пока не разглашается. Пошедшие же «в народ» колкие фразы героев сериала, говорят о популярности проекта лучше любых цифр.

2.jpg

 

Жора Крыжовников — «Звоните ДиКаприо!»

Один из самых громких релизов прошедшей осени, новая работа создателя «Горько!» воспринимается не иначе как этапная – причем, не только для самого режиссера, но и для истории нового российского ТВ в целом. Именно премьера «Звоните ДиКаприо!», по мнению многих, практически обрушила сайт онлайн-сервиса ТНТ-Premier: увидеть там первые серии проекта поначалу было просто невозможно из-за слишком большого количества пользователей на сайте.

Такой повышенный интерес легко понять: у «ДиКаприо» звездный состав во главе с Александром Петровым и хлесткий, острый сюжет. Да и сам Крыжовников для российского кино является автором с именем нарицательным, неизменно вызывая у зрителей шквал положительных и отрицательных отзывов. После кассового успеха его первого полнометражного фильма «Горько!» режиссера окрестили главным комедиографом русской жизни во всей ее абсурдности и кажущейся простоте. До недавнего времени Крыжовников этот статус подтверждал выходом новых комедий, но в «ДиКаприо!» взял новую для себя высоту. В своем 8-серийном фильме — а именно так называет свой проект сам режиссер — он помимо комического замахивается еще и на трагическое, смеется над самой смертью, поднимая одну из самых болезненных тем в российском обществе.

Бытописание курьезов провинциальной жизни из предыдущих фильмов Крыжовникова в «ДиКаприо» сменяется кино-буднями столицы. В гипертрофированном ключе зрителям показывают жестких продюсеров, ждущих зарплаты актеров, съемочные площадки и модные бары. И в эпицентре всего этого — местная кинозвезда Егор Румянцев, ловелас, эгоист и алкоголик, современный Печорин и Зилов в одном лице. Его любят здесь и сейчас, а остальное Егору не так уж важно. Страшный диагноз «ВИЧ» меняет это положение дел, вызывая на авансцену уже брата главного героя Льва, его условного двойника и полную противоположность.

Помимо двух братьев в «Звоните ДиКаприо!» присутствует целое многоголосие героев: интересных, ярких и никогда не однозначно плохих или хороших. Кажется, для создания этого среза экранной кино-Москвы Крыжовникову и понадобился новый теле-формат: продолжительный хронометраж дал возможность рассказать эту историю во всей ее полноте и многообразии. А перенос проекта из телевизора в интернет позволил выйти за общепринятые рамки: серии проекта варьируются по времени (от 40 до 50 минут), а сюжетные ходы, которые кажутся простыми и понятными в начале, ближе к финалу проекта выходят на новый уровень. Так, противостояние двух братьев не заканчивается обычной конфронтацией или переменой мест слагаемых, а страшный диагноз не заставляет героя магическим образом переосмыслить свою жизнь. Правила здесь диктует сама действительность, а не законы драматургии.

Шутящий о серьезном и плачущий о смешном — телефильм Жоры Крыжовникова и после выхода на интернет-носители вызывает ажиотаж. Уже в начале 2019 года в столице устраивалось несколько показов всех серий проекта, и в будущем эта практика скорее всего повторится.

3.jpg

 

Борис Хлебников — «Обычная женщина»

О проекте режиссера «Аритмии» и «Сумасшедшей помощи» еще до его премьеры на телеканале ТВ-3 говорили много, причем начались эти разговоры с похвалы зарубежных коллег. Международные кинофестивали в Лилле, Цюрихе и крупнейший в мире рынок ТВ-контента в Каннах MIPCOM — на всех этих мероприятиях об «Обычной женщине» отзывались исключительно положительно. На Series Mania исполнительница главной роли Анна Михалкова и вовсе получила приз. Сериал назвали женской версией американского телехита Breaking bad, а компания Cineflix занялась продвижением проекта на международные территории.

Сюжет «Обычной женщины» базируется на твисте, присутствующем в том же Breaking bad: герой — не тот, чем кажется, и его двойная жизнь приводит к непоправимым последствиям. Таким «героем» у Хлебникова является мать двух девочек (беременная к тому же третьим ребенком), с виду уравновешенная Марина, которая ловко жонглирует отношениями с детьми, неверным мужем и сварливой тещей, а также управлением двумя бизнесами. Первый — тот, что напоказ, — базируется в обычном цветочном бутике, второй же связан с сутенерством и сопряжен с разного рода опасностями. 

Завлекая зрителя детективной историей — а в этом сериале присутствует как убийство, так и его расследование, Борис Хлебников вместе с авторами сценария больше концентрируется на психологической составляющей, которой обычно и отличается его кино. Поначалу почти гротескная ситуация главной героини — которая то нанимает новую девушку для эскорта в детской зоне ТЦ, то прячет труп в матрасе, с каждым новым эпизодом приобретает трагический оттенок и все более широкий размах. «Обычная женщина» поднимает целый ряд гендерных вопросов, главный из которых — о судьбах половины населения большой страны, в которой именно женщины часто тащат на своем хребте если не сутенерский бизнес, то целый короб чужих проблем. 

Интересно, что рассуждение на тему вечного «и коня на скаку остановит» не отвадила от проекта иностранных пользователей, но, возможно, в чем-то как раз не привлекла российского зрителя: премьера первой серии не показала высоких рейтингов. Сборный микс из драмы и детектива, приправленного черным юмором и ворохом хорошо знакомых аудитории проблем, — так выглядят девять эпизодов «Обычной женщины», проекта интересного, но неоднородного. Исполняющие роли продюсеров проекта — гендиректор канала ТВ-3 Валерий Федорович и генпродюсер Евгений Никишов, одной из причин невысокого старта считают именно его новизну и оригинальность. Одновременно стоит учесть и тот факт, что в интернете «женщина» имела резонанс, а первую серию на YouTube посмотрело свыше полутора миллионов пользователей. 

По словам Федоровича и Никишова, в будущем они собираются продолжить продвижение линейки драматических сериалов: проектов, с рефлексией на важные для общества темы, которую они планируют облекать в теле-формат. Судя по результатам того же MIPCOM, качество выпускаемых каналом проектов уже близко к западному уровню. Теперь дело за количеством.

4.jpg

 

Роман Прыгунов — «Мертвое озеро»

Сериал, пока даже не попавший в эфирную сетку канала ТВ-3, но уже успевший вызвать резонанс в октябре на фестивале «Движение», где показали его первый эпизод. Вскоре после этого проект Романа Прыгунова должен был увидеть и обычный зритель, но с премьерой решили повременить до весны 2019-го года. Причина такого решения уже была озвучена самими Валерием Федоровичем и Евгением Никишовым: на промокампанию проекта нужно больше времени, сил и финансов. Не такие уж высокие рейтинги «Обычной женщины», у которой было сарафанное радио, но не форсированное промо, заставило продюсеров дать задний ход и подготовиться к новой громкой премьере вверенного им канала как следует. 

Готовиться в случае с «Мертвым озером» есть к чему. Режиссер финансово успешных криминальных драм «Духless» и «Духless 2» впервые пробует себя в телеформате и новом жанре. Причем берется Прыгунов за задачу довольно сложную: переосмысление формата скандинавского детектива на русский лад. В этот вид сериалов, не раз доказавший свою популярностью у российского зрителя, режиссер стремится вдохнуть новую жизнь и пересадить хорошо знакомые тропы уже на русскую почву.

Судя по первому эпизоду проекта, получается это у Прыгунова довольно органично. В расположенный за полярным кругом городок Чанагадан приезжает хмурого вида следователь Максим (Евгений Цыганов). Убита девушка местного магната: вроде бы постарались местные шаманы, но все далеко не так прозрачно, как кажется на первый взгляд. Да и сам Максим не так прост: недружелюбного следователя мучают то странные видения, то суицидальные наклонности. А атмосфера северного города, отгороженного от всего мира цепочкой гор и огромным озером, радостных мыслей не прибавляет.

Развитие сюжетной линии сериала можно будет оценить лишь позднее, но уже по первой серии видно, что работа по созданию нужного тона и стилистика проекта была проделана кропотливо и качественно. И не без помощи ранее работавшей вместе с Прыгуновым команды. Умопомрачительные виды Чангадана снимал в Мурманской области оператор Павел Капинос, одним из продюсеров проекта выступил Петр Ануров, а за сценарий отвечал работавший над фильмом «Хороший мальчик» Роман Кантор. 

Все эти вводные говорят о том, что «Мертвое озеро» — работа как минимум отлично сделанная. А как максимум — потенциальный новый хит канала. На пользу сериалу может сыграть не только хорошо знакомый зрителю дух скандинавского нуара, но и не менее знакомый и любимый всем и каждому исполнитель главной роли. Впрочем, и без Евгения Цыганова актерский состав проекта выглядит более чем внушительно: Надежда Михалкова, Павел Табаков, Андрей Смоляков, Виктор Хориняк, Александра Ребенок и многие другие. Результаты их работы можно будет увидеть уже этой весной.

5.jpg 

 

Индивидуальный подход 

Историю нового российского ТВ, как показывает практика, пока пишут энтузиасты: люди, горящие своими проектами настолько, что готовы и могут контролировать весь съемочный процесс от начала и до конца. Положительной чертой такого подхода становится появление роли шоураннера: волей-неволей, а взявшиеся за проект режиссеры (а когда и сценаристы) берут на себя функции этого человека, чтобы довести историю до логического завершения. С другой стороны, этот подход приводит к быстрому выгоранию авторов, которые приходят на ТВ: практически все знаковые российские сериалы насчитывают порядка 8 эпизодов, исключение составляет лишь «Домашний арест». Те же Владимир Федорович и Евгений Никишов объясняют этот факт банальной нехваткой времени и творческих сил: больше 10 серий взявшийся за проект режиссер просто не потянет. Похоже, что впереди у отечественного телевидения еще один этап переиначивая правил западной ТВ-индустрии. Эпизоды в крупных сериалах там уже давно снимают несколько разных постановщиков (иногда подключаются и сами исполнители ключевых ролей), отдавая право снимать пилотные и финальные эпизоды непосредственно идейным вдохновителям проекта.

О подобной слаженной команде режиссеров и сценаристов, заряженных единой идеей, пока можно только мечтать — на данный момент российские кинематографисты предпочитают выступать соло. Зато большую роль в сериальном производстве начинают играть продюсеры и директора каналов, которые мечтают сформировать новую сетку для нового зрителя. Примеры тотальных перемен на ТНТ и ТВ-3 — явное тому доказательство, как и появление онлайн-платформ ТНТ−Premier и START. Авторы и продюсеры новых российских сериалов нацелены уже не только на обладателей телевизоров, которые смотрят экран «фоном» за ужином и домашними делами, но и на интернет-аудиторию — людей, которые целенаправленно приходят на тот или иной ресурс за определенным контентом. Да и сам этот контент в интернет-пространстве, где меньше цензуры и нет рекламных пауз, выходит за привычные рамки. Думающая, делающая выводы аудитория, которая готова смотреть проекты, посвященные сложным и спорным темам, — к таким зрителям все чаще обращаются на этих ресурсах. И получают ответную реакцию в виде высоких рейтингов и широкого обсуждения в прессе и Сети.

В 2019-м году ситуация с появлением большего количества индивидуальных и разных проектов лишь упрочится. На следующие месяцы намечен выход таких проектов как «Содержанки» Константина Богомолова, «Карамора» Ильи Найшуллера, «Аванпост» Егора Баранова, «Колл-центр» Алексея Чупова и Натальи Меркуловой и многих-многих других.

6.jpg

7.jpg

8.jpg

22.03.2019
Хотите предложить проект?
Заявка успешно отправлена.
Мы свяжемся с вами.
Хотите предложить проект?
Произошла ошибка во время отправки.
Пожалуйста, свяжитесь с нами любым удобным способом.
Восстановление пароля
На вашу почту отправлено письмо.
С дальнейшими инструкциями.
Восстановление пароля
Произошла ошибка во время восстановления.
Пожалуйста, свяжитесь с нами любым удобным способом.